Для школьников и родителей
  • Главная
  • Цифры и числа
  • Ветер подлетел к старой липе. Поэтические миниатюры об осени. Пришвин Михаил Михайлович. Птицы и листья

Ветер подлетел к старой липе. Поэтические миниатюры об осени. Пришвин Михаил Михайлович. Птицы и листья

Ветер разлЕтелся,липа вздОхнула и как будто выдОхнула из себя миЛЛион зОлотых листОЧков. Ветер еще разлЕтелся,рвонулсо всей сиЛЫ (),и тогда разом

слЕтели все листья, и оставили на старой липЕ (), на чЕрных ее вЕтвях,только только реДкие золОтые монетки. Так пОиграл ветер с липОЙ (), подобрался к тучЕ (), дунул,брызнула туча и сразу вся разошлась дОждем. Другую тучу вЕтер нАгнал и пРОгнал, и вот из-под этой тучИ (), вырвались яркие лучи, и мокрые лЕса и пОля зАсверкали. Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашОл немного и рыжиков,и подОсиновиков, и подбЕрезовиков. Это и были последние грИбы. ЗАДАНИЕ ОБОЗНАЧЬ ЧАСТЬ СЛОВА, В КОТОРОЙ НАХОДИТСЯ ПРОПУЩЕННАЯ БУКВА, ВСПОМНИ СПОСОБ ПРОВЕРКИ,ВСТАВЬ БУКВУ. В СКОБКАХ ЗАПИШИ СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОМОГЛИ ТЕБЕ ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ И НАПИСАТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ ОКОНЧАНИЯ.

Найди и выпиши именна существительные Обозначь в рих корень,окончание,основу. Ветер разлетелся,липа взохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых

листиков.Ветер еще разлетелся,рванул со своей силой,-и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе,на черных ее ветвях только редкие золотые монетки. Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче,думал.И брызнула туча, и сразу вся разошлась дождем.

проверяемым словом напиши проверочное. Найди другие орфограммы в словах.объясни написания.Обозначь орфограммы.Прочитай все слова в предложениях по слогам,запомни.Закрой книгу.запиши текст под диктовку.Ветер разлетелся.Липа вздохнула и будто выдохнула из себя миллион золотых листиков.Ветер поиграл с липой,подобрался к туче,дунул.Брызнула туча и разошлась дождём.После дождч на небо ворвались яркие лучи.И мокрые поля и леса засверкали. по М Пришвину. Открой книгу,проверь написанное.Понаблюдай за слова вздохнула и выдохнула Как приставка изменяет слова?

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная

звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках. - Что это, Мишка, - сказал я шепотом, - что это такое? - Это светлячок, - сказал Мишка. - Что, хорош? Он живой, не думай. - Мишка, - сказал я, - бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму... И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека... И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать. И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете. в этом тексте есть три группы однокоренных слов

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела

крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках. - Что это, Мишка, - сказал я шепотом, - что это такое? - Это светлячок, - сказал Мишка. - Что, хорош? Он живой, не думай. - Мишка, - сказал я, - бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму... И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека... И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать. И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете. в этом тексте есть три группы однокоренных слов, найди и выпиши эти слова группами,выдели корень, найди и выпиши в тексте глаголы исключения укажи их спряжение и напиши эти глаголы в форми 2 лица ед.ч. и 3 числа мн. числа

Текущая страница: 5 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Снегирь

Родина снегирей – хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяются снегири на фоне снежного покрова своим ярким оперением. Зимой птицы кормятся семенами ольхи, клёна. Особенно привлекают их ягоды рябины. Медленно перелетают птицы весёлыми стайками от рябинки к рябинке. На ветке дерева они похожи на красные фонарики. Весной снегири будут далеко на родине. Совьют птицы гнёзда, выведут птенцов. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы.

Слова для справок: фонарики, снова, услышим.

Опасность миновала

Пушистым покрывалом одеты поля, луга, леса. По глубокому снежку пробежала осторожная мышь. От норки к норке петляют следы. Цепочка их привела к речке. В подводном мире лениво плавают сонные рыбы. Трудно дышать им под ледяной корой. Рыбы плывут к проруби. Вороны перелетают от проруби к проруби. Рыбаки знают: если кружит вороньё над рекой, то пришла беда. Люди делают новые проруби. Под лёд врывается поток свежего воздуха. Рыба спасена.

(По Г. С. Сладкову)

Зимой

Зима завалила городок пушистым снегом. Стояли мягкие серые дни. С верхушки старого дерева сорвалась птица. Посыпался серебристый иней. Он белой пылью осел на куст сирени. В доме трещали печи. Пахло берёзовым дымом. Порывы сильного ветра уносили запах дыма в соседнюю рощу. Группой шли женщины к проруби за водой. Над крутым обрывом разместилась старая беседка. Ступеньки её поседели от инея. Утром Татьяна Петровна сказала Вере, чтобы она взяла лопату и расчистила дорожку к беседке.

(По К. Паустовскому)

Слова для справок: расчистила.

Олений мох

Зимой на вершине горы Чувал стада оленей легко из-под снега достают мох. Они копытами разрывают снег, ищут ягель. Ягель – красивый мягкий мох. По нему жалко ходить. След человека остаётся в ягеле на долгие годы. На склоне горы много оленьего мха. Среди ягеля мы увидели бруснику. Она казалась особенно спелой и сочной в седых кустах. Бруснику мы съели. Ягель оставили оленям. Мы вышли к избушке. Она стояла на берегу реки Вишеры.

Слова для справок: ягель, Вишеры, остаётся.

Олени

Из кустов осторожно вышел олень. Никита протянул оленю руку. На ладони мальчика лежала соль. Рогач оглядел нас. За оленем вышла стройная олениха. Тут выбежал и оленёнок. Он лизнул ладонь Никиты. Папаша с мамашей заволновались. Но соль манила. Вскоре всё семейство облизывало ладонь Никиты.

Я оглядел местность. Шумно с ёлки на ёлку перелетела птица. По узкой тропинке ползли муравьи. Вдруг из кустов появился ещё один олень с короткими рожками. Я долго кормил его солью.

(По Ю. Ковалю)

Зимний вечер

Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко скрипел под ногами снег. На небе выступили звёзды. Мороз крепчал. Вот и сторожка лесника. Вьюги намели большие сугробы снега. Маленькую сторожку было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко пылал огонь. Нам стало тепло.

Слова для справок: короток, сумрак, стало.

Красная книга

Редкие животные занесены в Красную книгу. Они нуждаются в охране. К такой группе животных относятся зубр, синий кит, белый медведь, орёл-беркут. На грани исчезнования находится синий кит. В российских водах промысел его запрещён. Белый медведь – крупный хищный зверь. Он живёт в Арктике. Сегодня уже нет охоты на него. На высокой скале строит гнездо орёл-беркут. Удивительно красив он. Эти животные будут жить на планете под охраной человека.

Слова для справок: в Красную книгу, нуждаются, относятся, находится, промысел.

Редкие растения

Зайди в лес, осмотри местность. Растут в лесах, цветут в мае, июне удивительные растения. Большая удача полюбоваться ими в природе. Редко стали встречаться красивые цветы. Рубка леса, сбор на букеты приводит к их гибели. В озере, в заводи растёт водяной орех. Он занесен в Красную книгу и находится под охраной государства. Рвать его запрещено. Радостно человеку смотреть на чудесные цветы. Сбереги места, где они сохранились.

Слова для справок: полюбоваться, встречаться, в Красную книгу.

Байкал

Каждому из нас мила и любима своя сторона. И у природы есть свои любимцы. Это Байкал.

Мы с товарищем шли по берегу славного озера. День выдался редкостный. Светило солнце. Звенел воздух. Байкал был чист и тих. Далеко в море переливались красками камни. Мой товарищ был потрясён красотой озера.

Красив Байкал и зимой. Вычищенный ветрами прозрачный лёд кажется тонким. Через него видно, как живёт и шевелится вода. Между тем под ногами крепкий лёд. Он может быть толщиной более метра.

Вот чудо природы!

(По В. Распутину)

Слова для справок: Байкал, из нас, потрясен, вычищенный, через него, шевелится, толщиной.

В тайге

Зима спустилась в тайгу. Налетел северный ветер. Засверкали на солнце снега. На белой скатерти ярко выделялись лиственницы. Ночью высоко в небе прокричал дикий гусь. Он отбился от своей стаи.

Жители посёлка собрались на улице. Они вглядывались в леса на горизонте. Все ждали прихода оленей. Олень очень умное и доброе животное. Он чувствует под глубоким снегом незамёрзший ключ и обходит его. Олень легко перепрыгивает через завалы.

Слова для справок: вглядывались, незамёрзший.

Полоска
(Сказка)

Тигрица задумала испечь сладкий пирог. Мука и сахарная пудра летели во все стороны. У стола сидел тигрёнок. Мать посмотрела на него и удивилась. Тигрёнок был белый и без полос. Зверёк побежал искать свои полосы. Малыш подумал, что он их потерял.

На улице он встретил зебру. Тигрёнок замер от удивления. Какая она полосатая! Тигрёнок горько заплакал.

Зебра лизнула тигрёнка. На шкурке появилась тёмная полоска. Она лизнула ещё раз и ещё. На спинке одна за другой засверкали полоски. Зверёк был рад. Это мука и сахарная пудра так изменили шубку тигра.

(По Д. Биссету)

Помог мороз

В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро. Этот способ часто выручал строителей в Петербурге. Теперь чудесное метро есть в городе на Неве.

(По М. Садовскому)

Слова для справок: тоннель, есть.

Ёлка

Ребята долго ждали весёлого праздника. Наступил конец декабря. В комнату внесли пушистую ёлку. В доме запахло смолой и свежестью. Стали наряжать лесную красавицу. На ветках появились хлопушки, флажки и другие ёлочные игрушки. Засверкала золотая паутинка. На верхушке ёлки мальчики укрепили звезду. Ёлка ожила. В комнате стало шумно и весело.

Слова для справок: запахло, шумно.

В лесу

За ночь сильно похолодало. Настало ясное морозное утро. Сверкает, переливается в лучах солнца снег. Чудные снежные фигурки легли на пни, ветки, сучья. К старой ёлке прижалась группа ёлочек. Они были похожи на пушистых белых зверьков. По краю поляны идёт с охоты рыжий лис. Слушает он, не запищала ли под кочкой в норке мышь. Стайка клестов села на верхушку елки. Из глубокого снега вылетели тетерева. Они сели на покрытую инеем берёзку.

Снегирь

На улице холодно. В аллеях парка стояла тишина. Только старые липы стонали и охали. Снег давил их. Липы качали мёрзлыми ветвями. Они хотели сбросить снег. На дерево сел снегирь. Он выставил красную грудку и брюшко. Вот какой он бравый! Люди замедляли шаги и улыбались. Первый снегирь стужу зазывает. Ночью ударил мороз.

(По В. Бурлаку)

Гололёд

После оттепели подкрался резкий ветер и холод. Снег покрылся крепкой коркой. Тяжело птицам добывать пищу. Многие из них в эту пору голодают. Не хватает силы у птицы пробить ледяное покрывало.

Трудно и куропаткам. Они спят в снежных подземных норах. Ночью грянул мороз. Проснулись утром куропатки. Как выйти из ледяного плена? Иногда они в кровь разбивают о лёд свои головки.

(По В. Бианки)

Слова для справок: гололёд, оттепель, из них, куропатки.

В зимнюю стужу

В тумане встаёт холодное тусклое солнце. Спит зимний лес. Всё живое замёрзло от стужи. Только иногда потрескивают от мороза деревья.

Я подхожу к лесной поляне. За поляной идёт густой старый ельник. На деревьях висят крупные шишки. Под их тяжестью сосны склонили концы ветвей. Кругом тихо. Зимой не слышно пения птиц. Многие улетели на юг. Вдруг, словно весёлый ветерок прошумел над застывшим лесом. Это пронеслась над поляной стайка дроздов.

Изложения Мяч

Хороший мяч прислал дедушка внуку из Москвы. Мяч был тугой и блестящий. В нём все отражалось, как в зеркале. Все ребята любовались мячом, гладили его руками. Они горели желанием поиграть в мяч.

Алёша жалел мяч. Он положил его в сетку и повесил над кроватью. Каждый день мальчик стирал с него пыль.

А время шло и шло. Пересох мяч. Лаковая плёночка на нём треснула. Стал выходить воздух. Приехал дедушка. Он посмотрел на мяч и покачал головой.

Долго жил мяч, а радости не принёс.

(По Е. Пермяку)


1. Какой подарок получил Алеша от дедушки?

2. Почему Алёша не играл с мячом?

3. Каким стал мяч со временем?

4. Почему красивый мяч никому не принёс радости?

Хлеб

Раз мы уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Вернулись домой только через неделю. Хлеб покрылся плесенью. Я хотел его бросить, но вспомнил один случай.

Была война. Наша часть освобождала деревню. У ворот дома стояла девочка и просила хлеб. Я вынул из мешка солдатские сухари и отдал ей. Она схватила их и жадно стала есть.

Мне стало стыдно от мысли, что я хотел бросить хлеб. Я положил кусок в сумку и вышел на улицу. Около деревца я раскрошил хлеб. Стайка воробьев подлетела к нему и стала клевать. У меня было легко и спокойно на сердце.


1. Кусок хлеба остался в буфете.

2. Девочка просит хлеба.

3. Хлеб не пропал.

Верные друзья

Я шёл на охоту. Глухо было в сибирском лесу. Высокие сосны и кедры окружали меня.

Вдруг на просеке я увидел мальчика. Он был на лыжах, а за плечами его висели ружьё и сумка.

Мы разговорились. Я узнал, что мальчик живёт в маленьком колхозе на берегу лесного озера. Там всего несколько домов. Через весь лес в соседний колхоз ходит он в школу. Мать посылала его при школе жить, но он не захотел. Ведь его в колхозе каждый вечер в каждом доме ждали. Он всем приносил газеты, книги.

Вот бежит с тяжёлой сумкой через лес, сквозь пургу маленький книгоноша. Он и не подозревает, что ради своих верных друзей – книг совершает такой опасный путь.

(По Р. Фраерману)


1. Неожиданная встреча в сибирском лесу.

2. Разговор с мальчиком.

3. Ради кого совершается такой опасный путь?

Орёл

Орёл свил гнездо на большой дороге и вывел детей. Однажды около дерева работал народ. Орёл подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди увидели рыбу, стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу. Люди взяли её и ушли.

Орёл сел на край гнезда. Орлята просили корм. Орёл устал и не мог лететь. Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Птица как будто просила чуть подождать. Но птенцы стали кричать. Тогда орёл полетел к морю.

Он вернулся поздно вечером. В когтях у него была опять рыба. Орёл огляделся, сел на край гнезда и накормил детей.

(По Л. Толстому)

Слова для справок: увидели, не мог, подождать, у него.


1. Орёл остаётся без рыбы.

2. Птенцы просят есть.

3. Орёл накормил детей.

Луковица с радостью

Осенью папа привез с юга большую серую луковицу. Он сказал, что она должна всем нам доставить радость. Я удивилась.

Мама посадила луковицу в ящик и поставила в тёмное место. Прошло много дней. Мы достали ящик. Там был маленький росток. Он с каждым днём становился всё больше и больше. Вот появились листочки, а затем толстый столбик. Он был весь в бутонах. Мы перенесли ящик на окно.

Перед самым Новым годом цветок зацвел. Как красив он был! Вот какая радость была спрятана в серой луковице.

(По Н. Павловой)

Слова для справок: росток, Новый год.


1. Чему удивилась девочка?

2. Как рос цветок?

3. Какая радость была спрятана в серой луковице?

Пшеничный колосок

Брат у Серёжи служит на границе. У самого холодного моря он охраняет нашу Родину. Суровое и могучее море бушует день и ночь. Кругом камень.

Однажды брат попросил Серёжу прислать ему колосок пшеницы. Пшеничное поле начиналось за деревней. Зачем солдату нужен колосок? Что он в себе таит?

Сергей пошёл на поле и сорвал колосок. Он вложил его в конверт. В письме мальчик написал, что колос рос на ниве, которая начинается за домом. Написал это Серёжа и сразу догадался, почему брат колосок просил.

Слова для справок: зачем, которая сразу, в себе.


1. Брат служит на границе.

2. Просьба брата.

3. Тайна раскрыта.

Старая ель

Зимой в лес явились люди. Загудели пилы. Застучали топоры. Деревья стали падать в густой снег. Могучая ель очутилась одна на прекрасной поляне. Веточки её походили на зелёные свечи. Наступило лето. Высокое и стройное дерево радовалось теплу и солнцу. Оно напиталось дождевой водой. Осенью на концах ее ветвей висели тяжёлые шишки. В них созрели семена. Зимой старая ель стала кормилицей для зверей и птиц.

Ранней весной раскрылись шишки. Полетели лёгкие семена. Попадёт семечко во влажную землю, прорастёт. Оно даст жизнь другому дереву.

Слова для справок: теперь, в них, прорастёт, раскрылись.


1. Одна на лесной поляне.

2. Ель хорошеет и растёт.

3. Ель даёт жизнь новому дереву.

Серебряный хвост

Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Утром зима спустилась с вершин гор. Показалось солнце.

Я медленно шёл по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Горная река не успела ещё застыть. Лиса скользила по насту, проваливалась в снег. Удивительный у неё был хвост. Он пылал серебром.

Я направился по лисьему следу. Вот тут лиса прыгала через ручей, сорвалась в воду. Свой пушистый хвост лиса окунула в ручей. Каждая волосинка покрылась ледяным чехоликом. Мороз посеребрил хвост. Ловко обманула меня волшебница-зима. Она показала мне сказочного зверя.

(По Н. Сладкову)

Слова для справок: лисьему, чехоликом.


1. Зима спустилась с гор.

2. Встреча с лисой.

3. Тайна раскрыта.

О хороших людях

В Москве жила маленькая девочка. Её отца убили на границе. Девочка болела и не могла ходить. Из окна ей виделся только узенький кусочек неба. Её часто навещал Аркадий Гайдар. Он жил этажом ниже. Гайдар приносил Марусе конфеты, игрушки, пел песни.

Мальчишки во дворе играли в разбойников. Гайдар посоветовал им играть в хороших людей. Он рассказал ребятам о Марусе, о том, что у этой семьи не было родных.

Прошло месяца два. Гайдар снова встретился с ребятами. Они сообщили ему, что подружились с Марусей.

(По Б. Емельянову)

Слова для справок: снова, сообщили, что.


1. В доме больная девочка.

2. Совет Аркадия Гайдара.

3. Дружба.

Песенка подо льдом

Это случилось зимой. Я бежал на лыжах по озеру. Вдруг я услышал пение птицы, остановился.

Пение раздавалось подо льдом. Я лёг на лёд и свесил голову в темный провал. Песня звенела. Я стукнул лыжей по льду. Из тёмного провала выпорхнула птичка. Она села на край полыньи и посмотрела вокруг. Через минуту раздалась звонкая подлёдная песня.

Я узнал оляпку – водяного воробья. Оляпка снова юркнула под лёд.

Подо льдом не было ни ветра, ни мороза. Чего оляпке не петь!

Слова для справок: выпорхнула, полынья, вокруг, оляпка, снова, не было ни ветра, ни мороза.

За дверью плакал ребёнок

Костя Морозов встал, умылся и хотел делать зарядку. Вдруг он почувствовал запах гари. Мальчик осмотрел комнаты, кухню и вышел на лестницу.

Из соседней квартиры ползли тонкие струйки едкого дыма. Раздавался детский плач. Костя побежал на кухню, схватил топор и бросился к двери. Брызнули щепки. Он с разбега ударил дверь ногой, потом опять стал работать топором. Дверь с треском рухнула. В подъезд хлынул дым.

Ребёнок лежал у порога и плакал. Костя схватил его и бросился по лестнице на улицу.


1. Запах гари в квартире.

2. На помощь ребёнку.

3. Опасность миновала.

Схватка со змеёй

Однажды ночью раздался сильный крик. Я оделся и выбежал на палубу. Матросы столпились у груды брёвен. Из неё выползла змея и скрылась.

Я побежал в каюту и взял клетку. В ней находились дикая и ручная мангусты. Я выпустил их на палубу. Зверьки юркнули в темноту.

Прошло несколько минут. Показалась дикая мангуста. Она вцепилась острыми зубами в хвост змеи и тащила её из брёвен. Змея извивалась, рвалась. Вот появилась её голова. Выскочила ручная мангуста. Она вцепилась в шею змеи. Схватка закончилась. Матросы с любовью смотрели на мангуст.

(По Б. Житкову)


1. Змея на палубе.

2. Мангуст выпустили из клетки.

3. Змея побеждена.

Хлеб

Давно это было. Ребята ходили в юннатский кружок. Под руководством учёных они выводили новый сорт пшеницы.

Началась война. Фронт приближался к посёлку. Взрослые ушли на фронт. Ребятам поручили сохранить ценные сорта зерна.

Трудное было время. Голод заставлял думать о пшенице. Из неё можно сварить кашу, а можно съесть и так. Но ребята отгоняли эту мысль. Они берегли зерно.

Прошла тяжёлая пора. Прогнали врага с русской земли. В поле заколосилась спасённая золотая пшеница.

1. Занятия в юннатском кружке.

2. Фронт приближается.

3. Трудное время.

4. Пшеница засеяна.

Кошка

Раз я встретил кошку на берегу моря. Она была большая, серая, мордастая. Кошка увидела меня, отбежала в сторону, села. Злыми глазами стала смотреть на меня. Она напружинилась, замерла. Только хвост вздрагивал.

Я достал корку хлеба и бросил. Кошка прыгнула, схватила корку и побежала в нору. Я встречался к ней часто. Но она меня к себе не подпускала.

Раз я наловил рыбы. Она прибежала, села. Я достал рыбёшку и бросил. Она съела с жадностью. После этого кошка часто стала приходить в гости.

(По Б. Житкову)


1. Встреча с кошкой.

2. Кошку приручают.

3. Кошка приходит в гости.

Белка

В орешнике на берегу озера ребята поймали белку. Они обрадовались красивой зверюшке с пушистым хвостом, любопытными глазами и проворными лапками. Мальчики привели в порядок старую беличью клетку. Они сделали подстилку из листьев, поставили блюдце с молоком, положили орешки.

Ребята подумали, что осчастливили белочку. А зверёк не стал обживать свой домик. Белочка печально сидела в углу и жалобно повизгивала. К корму она не притронулась. Дети удивились.

Мальчики решили отнести белку снова в орешник. Там она ожила. Зверёк легко и стремительно понёсся с ветки на ветку.

Слова для справок: обрадовались, снова, любопытными, беличью, положили, печально, притронулась, стремительно.


1. Мальчики поймали белку.

2. Зверёк грустит в неволе.

3. Белка снова на свободе.

Последние грибы

Налетел ветер. Липа вздохнула – и посыпались миллионы листиков. На тёмных ветках остались только редкие золотые монетки.

Ветер поиграл с липой и подобрался к туче. Брызнула туча дождём. Но вот вырвались яркие лучи. Засверкали мокрые леса и поля.

Рыжие листья засыпали грибы. Я подошёл к любимой поляне. Там я набрал рыжиков, подосиновиков. Это были последние грибы.

На дворе скоро зима.

(По М. Пришвину)


1. Липа вздохнула.

2. Ветерок и тучка.

3. Последние грибы.

Слова для справок: монетки, подошел.

Зорянка

Выпал снег. Густой снеговой покров укутал землю. Под его тяжестью постройнели сосны. В лесу пропали запахи, яркие краски, звуки.

Вот из кустов вылетела зорянка. С наступлением холодов исчезает у птиц боязнь к человеку. В самую стужу зимующие зорянки берут корм из любых кормушек. Они залетают и в подъезды.

В клетке зорянка жить не может. Она упорно отказывается от еды и питья, бьётся о прутья. Через несколько часов птица погибает. Птице ветка дороже золотой клетки.


1. Зимний лес.

2. Жизнь птиц зимой.

3. Зорянка в клетке.

Слова для справок: укутал, исчезают, зорянки, берут, отказывается, бьётся, несколько.

Второе полугодие

1–2 классы
Диктанты * * *

Банщик, птичник, отличник, бетонщик, зеленщик, барабанщик, фонарщик и сварщик плыли в солнечный день на речном пароходе. У дочки была привычка терять ручку, колечко, гречку, овечку и Жучку. Ночная бабочка нянчит птенчика.

* * *

Очаровательные ежи в тишине чащи шипят на шишки. Мыши решили сшить чалму для чайки. Птичка везёт колючку на тачке. У Наташи и Гриши чаепитие. Наши малыши ищут перчатки и карандаши.

Зимой

Хлопья снега тихо падают на землю. Во дворе играют малыши. Пруд и река покрыты льдом. Ольга идёт на каток. Дядя Яша учит всех ребят кататься на коньках.

Слова для справок: кататься.

* * *

Прошла хмурая осень. Весело закружились в воздухе снежинки. Они засыпали всю землю. На рябине висели сочные ягоды. Стайка дроздов подлетела к дереву. Хорош корм для птиц!

В лесу

Зимой я шла на лыжах. Пушистый снег в лесу лежал на сучьях и ветках. Громко стучал дятел. Из-под коры дерева он доставал жучка. Под елью была нора. Кто там живёт?

Слова для справок: из-под.

Упражнение 1 . Прочитайте текст. Выпишите из него имена существительные, обозначающие конкретные предметы, растения, явления природы.

ПОСЛЕДНИЕ ГРИБЫ

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой – и тогда разом слетели все листья и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.
Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу разошлась дождем.
Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.
Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашел немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберезовиков.
Это и были последние грибы.

(М.Пришвин)

Почему о ветре, о липе говорится как о живых существах? Как называется такое средство выразительности языка? Для чего оно использовано автором?

Упражнение 2 . Прочитайте предложения. Выпишите из них имена существительные, обозначающие признак, но как предмет.

1. Тихо, и синева повисла между зелеными деревьями. (М.Пришвин) 2. Белизна снежного поля ослепляла. 3. Рыбки метнулись в глубину и исчезли. 4. Небо в феврале поражает голубизной. 5. Уже тронула желтизна березовые рощи. 6. Чернота воды пугала нас. 7. Смелость города берет. (Пословица) 8. Ловкость и щегольство молодого франта не понравились гордому боярину. (А.Пушкин)

Упражнение 3 . Прочитайте тексты. Выпишите из них имена существительные, имеющие значение действия.

а) Ребята окунулись в разноголосицу необыкновенных звуков. Цоканье, стрекотание, пощелкивание, скрипение, взвизгивание, подвывание, лопотание, бульканье, уханье и еще десятки их всяческих оттенков. Поначалу они смущали землян, заставляли настораживаться, терять темп движения. Но звуков было так много, что постепенно они привыкли к ним и стали разбирать и далекие разговоры.

(В.Мелентьев)

б) Разбудили меня какие-то непонятные звуки. Слышались ворчанье, сухой скрип. Осторожно вылезаю из спального мешка. Опять скрип, ворчанье, шлепанье, хриплый клекот.

(По Н.Сладкову)

Упражнение 4 . Прочитайте стихотворение. Определите его основную мысль. Выпишите по два существительных, обозначающих а) предметы; б) признаки; в) действия.

ЗЕМНЫЕ СЛОВА

На всех языках есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье.
Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова – путеводные наши огни.
Живые. Земные.
И суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа.
Мечта. Красота.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
Война. Разоренье.
Жестокость. Вражда.
Останутся с нами другие слова,
В них гордая сила людского родства:
Мир. Дружба. И радость высокой волной –
Мы – люди.
Мы – дети планеты одной.

(Р.Фархади)

Упражнение 5 . Выпишите слова в три колонки, вставляя пропущенные буквы.

Безжалос_ный, быстрота, желтизна, др_жать, чес_ность, белила, плавательный, плавать, желтый, соревнование, кривизна, кривой, скривилась, землетр_сение.

Упражнение 6 . Выпишите слова в столбики, распределив их по группам с одним грамматическим значением. Вставьте пропущенные буквы, выделите корни. Обозначьте над каждой колонкой, к какой части речи относятся группы слов.

Соед_нение, присоед_няться; уд_вление, уд_вительный, уд_вляться; насл_ждаться, насл_ждение; т_мнота, т_мнеть; прибл_жение, прибл_жаться, прибл_зительный; уд_ление, уд_ляться, д_лекий; скр_пучий, скр_пит, скр_пач; увл_кательный, увл_чение, увл_кать.

Упражнение 7 . Сделайте синтаксический разбор предложений.

1. Кижи – небольшой остров в Онежском озере. 2. Роняет лес багряный свой убор. (А.Пушкин) 3. Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатил. (М.Лермонтов) 4. Холодная сырость выползала из кустов. (Ф.Абрамов)

Сделайте вывод о синтаксической роли существительных в предложении. В каких случаях существительное не является членом предложения? Приведите свои примеры .

Упражнение 8 . Составьте и запишите предложения, в которых слова море, солнце, роса выступали бы в роли различных членов предложения.

Упражнение 9 . Найдите в школьном толковом словаре значения указанных слов. Запишите их как предложения, подчеркните главные члены, обозначьте, чем они выражены.

Сувенир, планер, лексикон.

Упражнение 10 . Прочитайте текст. Выпишите из него в два столбика существительные одушевленные и неодушевленные.

Я очень волновался, как примут барсучонка Барсика старожилы дома: кот Иваныч и охотничий пес отца Джек.
Знакомство состоялось в тот же день. Пока Барсик спал, свернувшись комочком на диване, пришел Иваныч с прогулки. Он направился к дивану и вдруг заметил спящего зверька. «Кто такой?» Иваныч широко раскрыл глаза, растопырил уши и шагнул к незнакомцу. В этот момент Барсик проснулся, но Иваныч не показался ему страшным зверем. Барсучонок потянулся к нему и неожиданно лизнул Иваныча прямо в нос. Кот фыркнул, тряхнул головой, однако принял с одобрением дружеское приветствие. Он замурлыкал, выгнул спину, прошелся к дивану и устроился возле барсучонка, напевая свою неторопливую песенку.

(По Г.Скребицкому)

Выпишите из текста имена собственные .

Упражнение 11 . Прочитайте текст. Объясните, почему некоторые слова в нем пишутся с заглавной буквы.

Жил еще в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и еще было ружье, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата – Авоська и Небоська.* Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка.

(Н.Носов)

* Объясните постановку двоеточия в отмеченном предложении .

Упражнение 12 . Спишите, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания.

В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома р_сли цветы маргаритки ромашки одуван_чики. Там даже улицы назывались именами цветов улица (К,к)олокольчиков аллея (Р,р)омашек, бульвар (В,в)асильков. А сам город назывался (Ц,ц)веточ_ным городом.

(Н.Носов)

Упражнение 13 . Поиграем в названия городов! Условия игры вам, конечно, известны. И все же напомним: участник игры называет город на ту букву, которой заканчивалось название предыдущего города. Например: Сочи И гарка А напа и т.д.

Москва – __________.

Упражнение 14 . Запишите по пять названий кинофильмов, книг. Не забудьте эти названия заключить в кавычки.

Упражнение 15 ++ . Образуйте от данных корней с помощью приставок и суффикса -ениj-, -аниj- имена существительные 1 .

-Един-, -влеч-, -дал-; -слав- (-славл-), -драж-, -дрож- .

Выделите морфемы в записанных словах .

Упражнение 16 ++ . Образуйте имена существительные от прилагательных с помощью суффикса -от(а) . Выделите в записанных словах корень и суффиксы.

Чистый, высокий, острый, черный, добрый, мелкий.

Упражнение 17 ++ . Образуйте имена существительные от данных прилагательных с помощью суффикса -изн- .

Крутой, голубой, кривой, желтый.

Упражнение 18 ++ . Приведите примеры имен существительных с суффиксами -оньк-, -ушк-, -ик- . Какое значение придают существительным эти суффиксы?

Упражнение 19 ++ . Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор суффиксов -чик, -щик .

Опытный перевод_ик, компьютер_ик, интересный рассказ_ик, болель_ик «Спартака», злостный прогуль_ик, разно_ик газет, набор_ик типографии, корабельный сигналь_ик, перенос_ик болезни.

Упражнение 20 ++ . Спишите, вставляя пропущенную букву в суффиксе. Выделите суффиксы.

а) Редкий ельнич_к, кудрявый бараш_к, забавный хвост_к, красивый карманч_к, забавный котеноч_к, зеленый стебелеч_к, душистый горош_к, желтый песоч_к, острый ножич_к, заросший овраж_к, кусоч_к пирога, яркий зонт_к.

б) Горош_к, кирпич_к, дружоч_к, ножич_к, шалаш_к, лесоч_к, камеш_к, подароч_к, птенч_к, ореш_, доклад_ик, корабл_к, хвост_к, смаз_ик, груз_ик, диванч_к, перепис_ик, букет_к, ветх_сть, мелк_та, бел_зна, глуб_на.

Упражнение 21 ++ . Прочитайте текст, озаглавьте его. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Подчеркните большую букву в именах собственных.

Изд_вна просл_вляли свою землю русские мастера. Настоящее ч_до создали в Кижах ре(з,с)_или по дереву и плотники. Цветком уд_вительной красоты кажется построенная ими без единого гвоздя Преображенская церковь с двадцатью двумя куполами.
В Москве за четыре года возв_ли Успенский собор русские камен_ики под руководством итальянца Фиораванти. Он был пор_жен росписью Владимирского собора и спросил об имени художника.
Звали его Андреем Рублевым с гордостью ответил перевод_ик .

(По Н.Иониной)

Выпишите выделенные слова, выделите в них суффиксы, рядом напишите слово, от которого оно образовано .

Упражнение 22 . Выразительно прочитайте стихотворение С.Аксакова.

Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.

Выпишите имена существительные, укажите их род, число. Все ли из выписанных существительных имеют две формы числа?
Приведите примеры существительных, которые имеют только одну форму.

Упражнение 23 . Образуйте от данных существительных форму множественного числа, выделите в них окончания, поставьте ударение.

Магазин, адрес, отпуск, офицер, директор, шофер, торт, столяр, растение, доктор.

Упражнение 24 . Образуйте родительный падеж множественного числа от данных существительных. За справками обращайтесь к словарю.

Крыло, килограмм, дождь, стул, яблоко, дыня, вишня, туфля.

Упражнение 25 . Прочитайте текст, определите его тип. Перескажите его, используя для рассказа существительные из предложения Вскоре я заметил на высокой ели гнездо белки. (Г.Корольков)

Слово берег – имя существительное. Докажем это.
Во-первых, оно обозначает предмет и отвечает на вопрос что? Во-вторых, относится к одному из трех склонений, а именно – ко второму (т.к. это существительное мужского рода с нулевым окончанием). В-третьих, слово берег изменяется по падежам – склоняется: берег, по берегу, у берега и т.д.). В-четвертых, в предложении может быть главным и второстепенным членом: подлежащим (Берег реки зарос кустами) , дополнением (До берега мы с трудом добрались) , сказуемым (Главное препятствие для нас – крутой берег ) , обстоятельством (На берегу росли кусты) .
Следовательно, слово берег – имя существительное, так как оно имеет все признаки этой части речи.

Упражнение 26 . Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки.

Наш енот приемный сын кошки (М,м)урки. Мы назвали его (Ч,ч)авкой потому что он громко чавкал во время еды.*
Однажды на прогулке (Ч,ч)авка вдруг рв_нулся вперед и ок_зался в канав_. Кошка зам_талась подб_жала к воде и жалобно зам_укала. Она (не)св_дила глаз с канавк_ где плавал маленький енот*. Кошка прыгнула бы за малышом но мы сами выт_нули проказника из воды. На суш_ кошка стала вылизывать его мокрую ш_рстку от ушей до хвоста.

(По Н.Дуровой)

Выпишите из текста по два существительных женского, затем мужского и среднего рода. Укажите, одушевленные они или нет. Образуйте от них форму множественного числа. Все ли существительные ее образуют? Найдите собственные существительные. Назовите 2–3 существительных, обозначающих предмет.
Сделайте синтаксический разбор 1-го и 3-го предложений и сделайте вывод о синтаксической роли имени существительного. В каком случае существительное не является членом предложения? Приведите пример.
Составьте схему предложений, отмеченных звездочкой.

Упражнение 27 ++ . Спишите, раскрывая скобки.

а) Устать с (не)привычки, пришел в (не)годность; (не)точность, а приблизительность; (не)внимательность, а рассеянность; (не)правда, а ложь; (не)решительность, а робость; домашние (не)урядицы; (не)решительность характера; явная (не)приязнь; сказать (не)правду.

б) 1. (Не)настье приостановило продвижение отряда. 2. (Не)ловкость, а расчет и выдержка помогли скалолазу избежать беды. 3. (Не)правду, а явную ложь почувствовал он в его словах. 4. (Не)погода, а усталость заставила нас сделать привал. 5. (Не)погода доставила нам много (не)приятностей. 6. В решении задачи была допущена (не)точность. 7 (Не)знакомец не расслышал вопроса. 8. Это была явная (не)правда.

Упражнение 28 . Распределите существительные в три колонки по склонениям.

Ночь, демонстрация, побережье, постель, постелька, площадь, площадка, тетрадь, тетрадка, Дима, Наталья, сарай, здание, предложение, счастье, тополь, олень, альбом, течение.

Упражнение 29 . Прочитайте текст, составленный по сказке Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес».

Алисе никогда раньше не приходилось беседовать с Мышами, и она даже не знала, как позвать Мышь, чтобы та не обиделась. К счастью, она вспомнила, что ее брат как-то оставил на столе (случайно) старинную грамматику, и она (Алиса) заглянула туда (конечно, уж совершенно случайно) – и представляете, там как раз было написано, как нужно вежливо звать Мышь! Да, да! Прямо так и было написано:

Именительный: кто? – Мышь.
Родительный: кого? – Мыши.
Дательный: кому? – Мыши.

.................................
.................................

А в конце:

Звательный: – О Мышь!

Поставьте вместо точек падежи и просклоняйте слово мышь в остальных падежах. Чем, по-вашему, в современном русском языке является звательный падеж, который когда-то был в русском языке? Составьте и запишите 3 предложения, в которых употреблялась бы подобная форма, с существительными Москва, мальчик, солнышко .

Упражнение 30 е – и в окончаниях существительных по образцу.

Образец : шли по дорог ] (1-е скл., д.п.)

а) В приморской гаван_, на ветк_ сирен_, во время гололедиц_, в небесной лазур_, на ладон_, шли по алле_, деревья в ине_, возле постел_, шествовать по площад_, шли по дорог_ к деревн_; говорили об Анн_ Петровн_.

б) Записал в тетрад_, были на площад_; сидел на постельк_; на верхушк_ ел_; на самом верху елк_; плавал в проруб_, рисовал в альбом_; говорили об избушк_; ехал на лошад_, сидел на лошадк_; нашел в сара_; вспоминали о бур_.

Упражнение 31 . Спишите, вставляя пропущенные буквы в окончаниях существительных. Укажите в скобках склонение и падеж существительных с пропуском в окончаниях.

1. Кругом деревн_ стеной поднимался хвойный лес. 2. В избушк_ живет старый охотник. 3. Крыша на избушк_ давно прогнила. 4. Не было возле избушк_ забора, ворот. 5. Она возвращалась зимним вечером из деревн_. 6. Собака исчезла в густой зеленой чащ_. 7. Емеля прислонился к стволу ел_ и ждал. 8. Олень пропал в зеленой чащ_. 9. В такую погоду неприятно выходить из теплой сторожк_.

(Д.Мамин-Сибиряк)

Упражнение 32 . Приведите по 5–6 примеров существительных на ия, ие, ий , поставив их в и.п. и в п.п.

Образец записи :

На ия

На ие

На ий

И.п. станци

П.п. о станци

здани

в здани

санаторий

в санатори

Упражнение 33 . Запишите, объясняя написание е – и

Образец : из поездк и (1-е скл., р.п.) по Ази и (Азия)

а) Работал в типографи_, служил в арми_, ошибка в решени_, вошел в здани_, видел в здани_; отдыхал в санатори_; учебники по географи_, истори_; путешествовал по Средней Ази_, по Австрали_, по Итали_; был в Сибир_.

б) Найти в папк_, в тетрадк_; в горном селени_; близ той дорог_; цветы яблон_; отдыхал на взморь_; об открыти_ выставк_; был на выставк_; на лекци_ в планетари_; побывали в музе_, в зоопарк_; стоял в раздумь_; в ярком сияни_; подле опушк_.

в) Быть на открыти_ выставк_; на встреч_ участников экспедиц_; встретиться на лекци_ в музе_; бродить по отмел_; деревья в легком ине_; говорили о живопис_, архитектур_; рассказать о планетари_; в голубом сияни_; остановились в ущель_; отдыхать на взморь_, говорили о счасть_.

Упражнение 34 . Спишите, обозначая орфограмму в окончаниях существительных.

1. В ущель_ белый пар клубится. (Н.Рубцов) 2. Ветер в пропаст_ уснул. (К.Бальмонт) 3. В неб_ вспыхнула радуга и отразилась в луж_ на тропе. (Г.Корольков) 4. На ельник_ сучья повисли и слиплись от снега. (Л.Толстой) 5. Барсов в зоопарк привезли из Средней Ази_. 6. Крот метнулся к своей подземной галере_. (Г.Корольков) 7. Ястребок неожиданно скользнул из-за крыш_. (Г.Корольков)

Упражнение 35 . Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограмму в окончаниях существительных.

а) 1. В усть_ реки была заложена крепость. 2. На гибкой ел_ повис снег. 3. На листьях сирен_ вздрагивали блестки капель. 4. Еж добрался до зн_комой опушк_, устроился под густыми лапами ел_ и крепко уснул. 5. Я сидел в своем укрыти_ на ел_ и наблюдал за черными аистами. 6. Ели и сосны подх_дили бли_ко к деревн_. 7. В тот год мы жили в старом дом_ на краю деревн_. 8. Они забавно купались на отмел_. 9. На территори_ зоопарка пришлось даже делать рвы, болотца.

(По Г.Королькову)

б) 1. В поведени_ кошки было много непонятного. (Н.Дурова) 2. Рано по весне облюбовали домик на ел_ полевые воробьи. 3. Много лет посв_тил уч_ный исследованию лесов Южной Америк_. (И.Акимушкин) 4. В Инди_ гепардов приручают для охоты на антилоп. (И.Акимушкин) 5. Лучших охотничьих гепардов привозят в Индию из Африк_. (И.Акимушкин) 6. Кроме Африк_, гепарды живут только в Ази_. (И.Акимушкин) .

Упражнение 36 . Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

Наскальные изобр_жения пещерных львов уч_ные находили в пещерах и гротах Испани_ Франци_ Англи_ Бельги_ Германи_ Австри_ Итали_ Алжир_ и Сири_.

Климат в Европ_ в доледниковую эпоху был теплее. В Малой Ази_ и в Закавказь_ львы дожили до исторической эпох_. В Инди_ львы всегда считались удач_ным трофеем. Еще в конце прошлого века эти звери об_тали в Африк_ в Иран_ Ирак_.

(По И.Акимушкину)

Сделайте морфологический разбор выделенных существительных.

Упражнение 37 . Запишите, объясняя написание е – и в окончаниях существительных.

Писали в древност_; раздаваться в тишин_; шли от деревн_ к деревн_; говорили об открыти_ выставк_; побывали на открыти_ выставк_; деревья в ине_; говоря по совест_; побывал в театр_ на спектакл_; узнал по местност_; текла в ущель_; учился в гимнази_; располагаться в долин_; в ходе экспедици_; собираться на площад_.

Упражнение 38 . Спишите, вставляя пропущенные буквы.

а) 1. Из дирекци_ ц_рка пришли за советом. 2. Многое к_залось странным в пов_дени_ зверя. 3. На репетици_ Котька (рысь) снисходительно принимала аплодисменты. (По Н.Дуровой) 4. Ночью поезд ост_новился у маленькой станци_. (Д.Мамин-Сибиряк) 5. В ожидани_ старика я повесил чайник над огнем. (Д.Мамин-Сибиряк) 6. Селение замерло в ожидани_ великих событий. 7. От пристан_ дорога св_рнула на холм. (В.Губарев)

Сделайте морфологический разбор выделенного слова .

б) 1. Трава в предгорь_ выгорает от зноя. (Н.Сладков) 2. Шквальный ветер завывал за окном станци_. (А.Казанцев) 3. Некоторое время мы шли по дорожк_ молча. (А.Казанцев) 4. Новенькие автомобили стояли на обочин_ улиц_. 5. Много звезд в безмолви_ ночном горит... (К.Бальмонт) 6. На елк_ галка скоком шалым стряхнула с ветк_ бахрому. (К.Бальмонт) 7. Сквозь зелень сосен на красной крыш_ желтеет нежно закатный свет. (К.Бальмонт)

Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
Сделайте морфологический разбор выделенного слова.

Упражнение 39 ++ . Спишите, вставляя пропущенные буквы, по образцу: времени.

1. Кто врем_нем не дорожит, у того всегда убытки. 2. Сила лошад_ позн_ется в пути, сер_це человека – с течением врем_н_. 3. Большого плам_н_ не задуешь. 4. Нет т_желее брем_ни, чем безделье. 5. От доброго сем_н_ – добрый восход. 6. Птица рада весне, а дитя – матер_. 7. Меняются врем_на, меняются и люди. 8. У каждого врем_н_ свои песни. 9. Не о лице думай, думай об им_н_.

(Пословицы)

Упражнение 40 . Разделите существительные на две колонки, дописывая на конце слов после шипящих, где это необходимо, мягкий знак.

С пастбищ_, тиш_, шалаш_, из-за туч_, после встреч_, много задач_; дрож_; возле рощ_, остров сокровищ_; мало луж_; обруч_; чиж_; реч_; ковш_; плющ_; от передач_; плащ_; глуш_; камыш_; сыч_; кирпич_.

Допишите предложение: В именах существительных с основой на шипящий на конце пишется мягкий знак только в существительных ______ склонения .

Упражнение 41 . Распределите существительные на две колонки:

Луж_й, туч_й, лапш_й, карандаш_м, лыж_й, плюш_м, ландыш_й, циркач_м; мяч_м, пейзаж_м, круч_й; товарищ_м; пшениц_й, огурц_м; птенц_м; задач_й, багаж_м; свинц_м; отц_в, братц_в.

Упражнение 42 . Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Составьте схемы отмеченных значком предложений. Сделайте морфологический разбор слова, отмеченного звездочкой.

1. Ранней весной горячий луч_ солнца все осв_тил и тронул даже семенную шишку на верху старой ел_*. (М.Пришвин) 2. В пустом вокзал_ на станци_ спал под тулупом сторож_. 3. После гроз узорным чистым полотенц_м свисает радуга с берез. (Н.Рубцов) 4. В Новой Зеланди_ р_стут исчезнувшие всюду папоротниковые леса. (И.Акимушкин) 5. Он приоткрыл глаза и медленно огл_дел пляж_. (В.Мелентьев) 6. Когда воробьи уже ждали птенц_в по_вились возле домика скворц_*. (Г.Корольков) 7. Под крыш_й было гнездо ласточек. 8. Начал падать мя_кий снежок который охотники называют порош_й*. (Д.Мамин-Сибиряк)

Проверьте свои знания!

Вариант 1

1. Составьте и запишите с данными существительными словосочетания , согласуя имена прилагательные с существительными.

Вермишель, фамилия, мозоль, фламинго, тюль.

2. Вставьте пропущенные буквы, указывая падеж и склонение имен существительных.

Образец: Беседовал в беседк е (1-е скл., п.п.).

Ехал на трамва_, держал в коробк_, деревья в ине_, сидел на лекци_, служил в арми_, читал в произведени_.

.

Станция, литература, математика, здание, ботаника, география, пустошь, фасоль, пригорок.

4. Выпишите имена существительные, у которых только в предложном падеже имеется окончание . Укажите склонение существительных.

Портфель, счастье, свидетель, заросль, якорь, тополь, дрожь, олень, осень, июль, пальто, поверхность, тюлень, шалаш, герой.

5. Выпишите имена существительные, у которых в родительном и дательном падежах окончание и . К какому склонению они относятся?

Рояль, речь, календарь, врач, еж, мозоль, прорубь, пень, мать, дочь.

6. Запишите в дательном и предложном падежах следующие слова:

Побережье, экспедиция, прорубь, случай, предложение, Евгений, происшествие, воспитание, гербарий.

7. Составьте словосочетания , используя предлоги по, на, в, при, о, об, для .

Образец : жизнь на взморь е, на обложк е тетрад и.

Заглавие, рукопись; приближение, гроза; корень, слово; корабль, опасность; иллюстрация, книга; мечта, счастье; решение, задача.

8. Выпишите имена существительные, у которых после шипящих на конце пишется ь .

Шалаш_, ключ_, пустош_, мелоч_, много груш_, решение задач_, нет встреч_.

9. Выпишите те существительные, у которых в окончании творительного падежа пишется о .

Яйцо, кольцо, птица, чертеж, саранча, ковш, афиша, гостиница.

10. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

Дельфины легко по_даются дрессировк_. Они быстро обучаются различным ц_рковым трюкам с увл_чением играют в мяч_ гоняют его по поверхност_ бассейна прыгают через обруч_.

Дельфины народ дружный. С трогательной заботой относятся они друг к другу. Дельфины не думают об опас_ност_ и мчатся по первому зову на помощ_ товарищу когда тот поп_дает в беду.

Вариант 2

1. Составьте с данными существительными словосочетания прилагательное + существительное , согласуя прилагательное с существительным.

Шампунь, кофе, авеню, прорубь, кашне.

2. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.

Жил в гостиниц_, на протяжени_ вечера, гуляли в сквер_, рисовал в альбом_, при изменени_ числа, бабочка на лили_, утопает в сирен_, гнездо на берез_; говорили о происшестви_, был на демонстраци_.

3. Выпишите имена существительные, у которых в дательном и предложном падежах окончание :

Грамота, хрестоматия, литература, территория, здоровье, увлечение, сарай, соревнование, сушь, пустошь.

4. Выпишите имена существительные, у которых только в предложном падеже пишется окончание . Укажите склонение этих существительных.

Озеро, вихрь, полынь, степень, оттепель, якорь, поверхность, побережье, страна, гимнастика.

5. Выпишите имена существительные, у которых в родительном, дательном и предложном падежах окончание . К какому склонению относятся эти существительные?

Ключ, метель, тополь, тетрадь, степь, песня, мороз, строй.

6. Выпишите имена существительные, которые только в предложном падеже имеют окончание .

Лентяй, здание, издание, акация, заседание, планетарий, дивизия, тропинка.

7. Составьте словосочетания существительное + существительное , используя предлоги по, на, в, при, о, об, для .

Образец : на поверхности стола, при приближении опасности .

Повесть, экспедиция; помещение, станция; запись, журнал; строительство, Сибирь; приближение, буря.

8. Выпишите имена существительные, у которых после шипящих на конце слов пишется ь .

Роскош_, глуш_, с круч_, возле дач_, камыш_, пейзаж_, ерш_, нет туч_, чудовищ_, много луж_.

9. Выпишите имена существительные, у которых в окончаниях после шипящих и ц в творительном падеже пишется -ом .

Чиж, борщ, нож, туча, сердце, блюдце, улица, мяч, товарищ, зеркальце, лапша.

10. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

Гранит очень проч_ный камень. Его добывают на Урал_ в Сибир_. При сильном нагр_вани_ и быстром охл_ждени_ он теряет свою проч_ность и разрушается. При его разрушени_ образуются глина и песок.

1 Значком « ++ » отмечены упражнения и задания для учащихся, которые обучаются по учебнику «Русский язык. 5-й класс» под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

Рассказы про осень

Птицы и листья

В лучах солнца, проникающих в лес осенний, не поймешь, где листья и где птицы летят.

А на большой лесной поляне и упавшие листья не находят покоя: одни, как мыши, перебегают поляну, другие хороводом кружатся, вихрятся, носятся и, когда попадают в течение ветра над лесом, опрометью мчатся под синими, почти черными тучами и между ними голубыми сияющими небесными полянками, и тут уже не поймешь, где листья мчатся, а где перелетные птички.

Папоротник еше совсем зеленый стоял, но его теперь доверху завалило листвой, ароматной, шумящей под ногой.

Последние грибы

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой - и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождем.

Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.

Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашел немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберезовиков.

Это и были последние грибы.

Иван-да-Марья

Поздней осенью бывает иногда совсем как ранней весной: там белый снег, там черная земля. Только весной из проталин пахнет землей, а осенью снегом. Так непременно бывает: мы привыкаем к снегу зимой, и весной нам пахнет землей, а летом мы принюхиваемся к земле, и поздней осенью пахнет нам снегом.

Редко, бывает, проглянет солнце на какой-нибудь час, но зато какая же это радость! Тогда большое удовольствие доставляет нам какой-нибудь десяток уже замерших, но уцелевших от бурь листьев на иве или очень маленький голубой цветок под ногой.

Наклоняюсь к голубому цветку и с удоюльствием узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Ива-на-да-Марья.

По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листков, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиками и тычинками только желтая Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями.

Дело Марьи много труднее, вот, верно, потому она и опала раньше Ивана.

Но мне нравится, что Иван перенес морозы и даже заголубел. Провожая глазами голубой цветок осени, я говорю потихоньку:

Иван, Иван, где теперь твоя Марья?

Разлука

Какое чудесное утро: и роса, и грибы, и птицы… Но только ведь это уже осень. Березки желтеют, трепетная осина шепчет:

«Нет опоры в поэзии: роса высохнет, птицы улетят, тугие грибы все развалятся в прах… Нет опоры…» И так надо мне разлуку принять и куда-то

лететь вместе с листьями.

Вы можете или написать свой.

Лучшие статьи по теме